Хочу бесплатную консультацию!

Заполните форму, мы перезвоним и уточним время

Общепит и дробление бизнеса:

почему ФНС так не любит рестораны на УСН?

Общепит и дробление бизнеса
Антон Труфанов налоговый юрист

Поговорим об объективных причинах.

Во-первых, как это часто бывает, бизнес способствует тому, что ему предъявляют претензии в недобросовестности. Двойная бухгалтерия или ее отсутствие, сокрытие и распыление выручки, внутреннее финансирование через невозвратные займы и безвозмездные услуги, работы, передача товара, путаница с персоналом, серая зарплата, номиналы в учредителях и руководстве могут свести на нет любые аргументы о деловой цели разделения бизнеса.

Во-вторых, сложившаяся негативная судебная практика по сетевому общепиту, существующему как группа компаний (ГК). Позиции арбитров хоть и не строятся исключительно на признаках дробления (см. выше), но для бизнеса это уже и не важно – отрицательный результат есть. Кто в курсе, тот вспомнит кейс о доначислении миллиарда сети «Тарас Бульба», дело Гурмана (Краснодарский KFC) или из новых – налоговые проблемы сетевых кафе «АндерСон».

Объявленная государством амнистия за дробление (статья 6 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ) может оказаться фатальной для группового ресторанного бизнеса на упрощенке, который итак давно под прицелом. Суть в том, что основания признания ГК схемой по уклонению от уплаты налогов со следующего года будут оцениваться несколько под другим углом, что упростит налоговикам их работу.

Понятие дробления

Теперь понятие дробления раскрывается через три основных критерия:
  1. разделение единой предпринимательской деятельности;
  2. осуществление контроля одними и теми же лицами (несамостоятельность звеньев – дополнительный критерий, который вытекает из единого контроля);
  3. занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов (в основном сейчас это УСН).

Что такое «единая предпринимательская деятельность» закон не раскрывает. Соответственно, это может быть как производственный процесс, состоящий из разных, но связанных между собой видов деятельности, так и один вид деятельности, объединенный в класс или группу.

Если мы откроем ОКВЭД и посмотрим, например, на группировку 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков», которая включает услуги общепита в любой точке либо на вынос. Обратите внимание, что определяющим является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего.

То есть если у вас пять ресторанов, 10 баров и кафе, то налоговый орган, ссылаясь на ОКВЭД (класс 56, группировка 56.1) может сказать, что это «единая предпринимательская деятельность», а при наличии иных признаков: общего контроля (оперативного и/или корпоративного), применения УСН, сделать вывод о дроблении.

Что делать?

Во-первых
Применить указанные в законе признаки к своему бизнесу. Если они подходят к вам, необходимо принимать решение, пока за вас это не сделали налоговые органы.
Во-вторых
Провести анализ законных способов снижения налоговой нагрузки. Например, вы можете воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной специально для общепита (подпункт 38 пункта 3 статьи 149 НК).
Или поработать с дебиторкой (создать резерв по сомнительным долгам). Или воспользоваться правом на ускоренную амортизацию, собрать ранее не учитываемые расходы, учесть документально подтвержденные убытки и т. д.

И в принципе, нужно считать, так как налоги – это часть вашей экономики. И не в коем случае нельзя идти на поводу у тех, кто советуем вам применить сложносочиненные схемы, потому точно найдут и последствия будут очень серьезными: любое доначисление недоимки при дроблении умножайте на два и это не предел. Поэтому, когда вы оцениваете налоговую нагрузку при том или ином варианте, включайте туда риски, которые также прекрасно монетизируются.

Если у вас есть опасения, что ваш бизнес могут признать дроблением, нужно уже сегодня провести его структурный анализ: проверить на соответствие новому определению, которое дано в законе, включая внутригрупповые отношения, корпоративное и оперативное управление, и принять правильное решение, которое не просто спасет финансовые средства бенефициара, но и в целом бизнес.

Наши консультанты провели множество дел по обвинению налоговыми органами налогоплательщиков в дроблении бизнеса. Среди наших клиентов ритейл, сети ресторанов, группы компаний, которые занимаются арендой, производством, оказывают услуги и т. д. Многим мы смогли помочь при проведении налоговых комиссий, при досудебном рассмотрении актов и решений налоговых органов, при защите прав налогоплательщиков в судах, включая Верховный Суд РФ.

У нас нет сомнений, что уже сейчас налоговые органы проводят свой оперативный анализ с учетом новых положений и требований Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ и планируют новые проверки на предмет дробления бизнеса, поэтому чем раньше Вы оцените все свои риски, тем больше шансов их избежать.

Общепит и дробление бизнеса

Что мы предлагаем?

Во-первых
Налоговый дью-дилидженс (tax due diligence) группы компаний на предмет дробления бизнеса.
Мы «прогоним» вашу группу компаний не только по укрупненным новым критериям и по 17 признакам дробления от ФНС, но также по иным маркерам (их более 40), которые правоприменительная практика установила для отдельных видов деятельности.
Во-вторых
Определим «масштаб бедствия» и дадим конкретные рекомендации, что нужно сделать, чтобы избежать негативных последствий в виде доначислений недоимки, пени, штрафов, и привлечения к уголовной ответственности.
Мы поможем защитить интересы собственников бизнеса в сфере корпоративных отношений.
В-третьих
Защитим Ваши интересы в том случае, если налоговый орган уже предъявил претензии, с которыми Вы не согласны.
Мы сопроводим Вас на всех этапах налогового спора, а также сможет оказать помощь при уголовном преследовании и в рамках дел о банкротстве.

Общепит и дробление бизнеса

Мы также поможем перейти на ОСН, если такое решение будет принято бенефициаром по итогам проведенного анализа. При смене льготного режима на общий есть свои особенности, не учитывая которые можно получить финансовые потери либо последующие претензии со стороны налоговых органов.